Версия для людей с ограниченными возможностями
Новости
Информация о реализации положений ст. 9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
Вопросы противодействия коррупции являются одной из актуальных проблем Российского государства, так как коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики.
В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции определена приоритетность мер по ее профилактике.
Предусмотренная законодателем обязанность по уведомлению государственными и муниципальными служащими о фактах обращения к ним лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений является одной из мер по профилактике коррупции при выполнении должностных обязанностей государственными и муниципальными служащими.
О необходимости возложения на государственных и муниципальных служащих обязанности уведомлять о ставших им известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений, как об одной из мер по профилактике коррупции, прямо говорилось в Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 г.г., утвержденного Президентом РФ 31 июля 2008 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», государственный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Данная правовая норма закрепляет, что уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего. Исключение составляют, как указано в ч. 2 ст. 9 данного закона, лишь случаи, когда по фактам о склонении к совершению коррупционных правонарушений проведена или проводится проверка, т.е. случаи, когда представителю нанимателя (работодателя), органам прокуратуры или другим государственным органам уже известно о фактах обращения к государственному или муниципальному служащему в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
Понятие «коррупционные правонарушения» действующее законодательство не содержит. В тоже время, под коррупционным правонарушением принято понимать употребление публичным лицом своего публичного положения в частных целях вопреки законным интересам общества и государства для получения преимуществ, а также нарушение нормативно установленных правил, предназначенных для предупреждения проявления коррупции. Под проявлением коррупции принято понимать злоупотребление должностным лицом (чиновником) служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп.
В ст. 9 Федерального закона «О противодействии коррупции» законодатель предусмотрел, что государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять не только представителя нанимателя, но и органы прокураты или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
Уведомление органов прокуратуры о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений связано в первую очередь с тем, что прокурор обладает полномочиями по выявлению и устранению нарушений любой степени общественной опасности.
Государственным и муниципальным служащим необходимо четко помнить, что обязанность по уведомлению о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений законодателем возложена именно на данных служащих, а не на представителя нанимателя (работодателя).
Таким образом, действия государственного или муниципального служащего, сообщившего требуемую информацию только представителю нанимателя (работодателю), и не направившую ее в органы прокуратуры, может рассматриваться как неисполнение возложенных законодательством требований по уведомлению о фактах склонения к совершению коррупционных правонарушений, что является недопустимым.
В соответствии с ч. 5 ст. 9 Федерального закона «О противодействии коррупции», порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем).
Данная правовая норма наделяет представителя нанимателя (работодателя) полномочиями определять:
1) Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений;
2) Перечень сведений, содержащихся в таких уведомлениях;
3) Порядок организации и проверки указанных сведений, а также порядок регистрации таких уведомлений
Частью 3 ст. 9 Федерального закона «О противодействии коррупции» предусмотрено, что невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, предусмотренной ч. 1 названной статьи, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Закрепление в данной статье закона положения об ответственности государственных и муниципальных служащих за невыполнение обязанности уведомлять о фактах обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений согласуется с положением п. 6 ст. 8 «Кодексы поведения публичных должностных лиц» Конвенции ООН против коррупции, который устанавливает, что каждое государство-участник рассматривает возможность принятия, в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, дисциплинарных или других мер в отношении публичных должностных лиц, которые нарушают кодексы или стандарты, установленные в соответствии с данной статьей Конвенции.
При рассмотрении вопроса о привлечении государственного либо муниципального служащего к ответственности за неисполнение обязанности, предусмотренной ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О противодействии коррупции», представителю нанимателя (работодателю) необходимо руководствоваться положениями Федеральных законов «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О муниципальной службе Российской Федерации», которые регламентируют порядок и условия привлечения указанных служащих за совершение дисциплинарного проступка к дисциплинарной ответственности, в том числе, и увольнению со службы.
Данными Федеральными законами предусмотрено, что меры дисциплинарного взыскания применяются к государственным и муниципальным служащим за совершение дисциплинарного проступка, обязательным элементом состава которого является вина.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 37 Федерального закона « О государственной гражданской службе Российской Федерации», служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в иных случаях, предусмотренных данным Законом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 57 названного Федерального закона, основанием для привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности является совершение им дисциплинарного проступка. Дисциплинарным проступком в сфере государственно-служебных правоотношений в силу названной статьи закона признается неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей.
Представителям нанимателя (работодателям) необходимо на постоянной основе осуществлять информирование государственных и муниципальных служащих об установленных действующим законодательством мерах ответственности за получение и дачу взятки и мерах административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, а также принимать меры, направленные на разъяснение порядка соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, обязанности об уведомлении представителя нанимателя (работодателя) об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, иных обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Кроме того, в принимаемых локальных актах делать упор на соблюдение государственными и муниципальными служащими этических норм поведения, а также ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции.
Назад к списку
Глава муниципального образования