Версия для людей с ограниченными возможностями
ОТЧЕТ по результатам SWOT - анализа в МО "Мухоршибирский район РБ"
Улан-Удэ 2015г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение |
3 |
Раздел 1. Индивидуальное развитие |
7 |
Раздел 2. Духовные и общественные ценности |
8 |
Раздел 3. Деятельность органов местного самоуправления (МСУ) |
9 |
Раздел 4. Инфраструктура |
10 |
Раздел 5. Рынки сбыта |
11 |
Раздел 6. Ресурсы |
12 |
Раздел 7. Экология, окружающая среда |
13 |
Раздел 8. Инновации |
14 |
Введение
В рамках разработки Стратегии социально - экономического развития Республики Бурятия 2030 в муниципальных образованиях Республики Бурятия по инициативе Главы РБ, Администрации и Правительства РБ организованы и проведены качественные социологические исследования (SWOT-анализ) с целью экспертной оценки как текущего положения дел (Strength-сильные стороны; Weaknesses-слабые стороны), так и перспектив муниципального и регионального развития (Opportunities-возможности; Threats-угрозы).
К участию в работе экспертных площадок в муниципальных образованиях (27 площадок) приглашены отобранные из генеральной совокупности методом случайной выборки (Приложение 1. Данные случайной выборки экспертов в муниципальных образованиях РБ; Таблица случайных чисел) представители 14 базовых социально - профессиональных групп (378 экспертов):
1. Агропромышленный комплекс;
2. Органы местного самоуправления;
3. Культура;
4. Здравоохранение;
5. Образование;
6. Общественные организации;
7. Молодежные организации;
8. Промышленность;
9. Социальная защита населения;
10. Сфера обслуживания;
11. Средства массовой информации;
12. Связь, коммуникации;
13. Транспортно - логистический комплекс;
14. Туризм.
Экспертная оценка текущего положения дел и перспектив развития осуществлялась в 8 основных подсистемах общественной жизнедеятельности:
1. Индивидуальное развитие (фактически фиксируемые достоинства/недостатки (внутренняя среда), потенциальные возможности/угрозы (внешняя среда):
· личностно – профессионального развития, самореализации человека;
· особенности социализации в условиях муниципального образования);
2. Духовные и общественные ценности (фактически фиксируемые достоинства и недостатки (внутренняя среда), потенциальные возможности/угрозы (внешняя среда) в условиях муниципального образования в вопросах:
· отношение к религии; религиозность населения, влияние религии на формирование и проявление духовных и общественных ценностей в характере и поведении населения;
· понимание категорий добра и зла, общественной пользы и блага; способность жертвования личными интересами в пользу интересов общества;
· толерантность, патриотизм, личностная, гражданская ответственность, трудолюбие;
· роль национально – культурных традиций в формировании и проявлении духовных и общественных ценностей, чувство принадлежности к коллективу/общности/социуму как ценность);
3. Деятельность органов местного самоуправления (фактически фиксируемые достоинства и недостатки (внутренняя среда), потенциальные возможности/угрозы (внешняя среда) в условиях муниципального образования в вопросах:
· деятельность выборных органов местного самоуправления (главы сельских поселений, глава муниципального образования, советов депутатов сельских поселений, районного совета депутатов);
· исполняемость наказов избирателей, предвыборных обещаний кандидатов;
· способность/возможность общества формулировать наказы и обеспечивать общественный контроль за их исполнение;
· взаимодействие органов публичной власти и гражданского общества, деятельность политических партий и общественно-политических организаций);
4. Рынки сбыта (экономика МО) (фактически фиксируемые достоинства и недостатки (внутренняя среда), потенциальные возможности/угрозы (внешняя среда) в условиях муниципального образования в вопросах:
· состояние дел в сферах: торговля, общепит, АПК (сельское хозяйство, пищевые и перерабатывающие предприятия), промышленное производство, сфера обслуживания, транспортно – логистический комплекс, туризм, другие;
· сферы, характер реализации предпринимательской активности населения;
· конкуренция за потребителя и рынок; продажи, продвижение, логистика;
· состояние и тенденции развития малого и среднего бизнеса;
· оценка и формы поддержки малого и среднего бизнеса со стороны органов муниципальной и региональной власти;
· характеристика трудовых ресурсов, занятость населения);
5. Инфраструктура (фактически фиксируемые достоинства и недостатки (внутренняя среда), потенциальные возможности/угрозы (внешняя среда) в условиях муниципального образования в вопросах:
· состояние муниципальной инфраструктуры как совокупности отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения (транспортно-логистическая система, система инженерно-технического обеспечения, дороги, система связи и коммуникаций, объекты соцкультбыта);
6. Экология, окружающая среда (фактически фиксируемые достоинства и недостатки (внутренняя среда), потенциальные возможности/угрозы (внешняя среда) в условиях муниципального образования в вопросах:
· экология муниципального образования;
· влияние геоклиматических факторов на хозяйственно – экономическую и бытовую жизнедеятельность муниципального образования, здоровье и самочувствие граждан;
· отношение населения к вопросам экологии и окружающей среды в современных условиях);
7. Ресурсы (фактически фиксируемые достоинства и недостатки (внутренняя среда), потенциальные возможности/угрозы (внешняя среда) в условиях муниципального образования в вопросах:
· полезные ископаемые, биоресурсы, водные ресурсы, трудовые ресурсы, интеллектуальный и культурный потенциал и др.;
· возможности, сферы применения ресурсов);
8. Инновации (фактически фиксируемые достоинства и недостатки (внутренняя среда), потенциальные возможности/угрозы (внешняя среда) в условиях муниципального образования в вопросах:
· состояние и сферы применения инновационных подходов в различных сферах социально – экономической деятельности;
· оценка и формы поддержки инновационных подходов в различных сферах социально – экономической деятельности со стороны органов муниципальной и региональной власти;
· отношение, степень участия населения в реализации инновационных подходов в различных сферах социально – экономической деятельности).
В исследовании была использована классическая схема Лазарсфельда, описывающая процедуру перехода от теоретического концепта к инструментам социологического измерения. Процедура состоит в выделении четырех стадий.
Первая стадия заключается в определении исследуемого явления и выдвижении предварительных гипотез.
Вторая стадия характеризуется тем, что вводится ряд показателей (вся совокупность достоинств, недостатков угроз и возможностей выделенных экспертами в каждой подсистеме), эмпирически описывающих объект (Муниципальное образование), формируется перечень показателей.
На третьей стадии производится отбор показателей (наиболее повторяющиеся достоинства, недостатки, угрозы и возможности, выделенные экспертами).
На четвертой стадии показатели объединяются в проценты (индексы).
Для исследования состояния и стратегии развития муниципального образования использовался метод построения процента. Построение процентов является частью проблемы перехода понятия к измерению, а именно - установление соответствия между некоей числовой системой и системой наблюдаемых объектов.
Для целостной характеристики совокупности свойств социального объекта балы, присвоенные экспертом, интегрируются в итоговый процент. При построении процента измеряемое качество необходимо искать в сочетании оценок по совокупности исходных признаков.
В данном исследовании при обработке матриц SWOT-анализа использовалась схема декомпозиции. Эта схема соответствует общей процедуре разработки процента и удовлетворяет требованиям обоснованности и надежности операционализации и, следовательно, измерения. (табл. 1)
Построение балла ответов экспертов
Эмпирический индикатор |
Балльные оценки |
«Да» |
1 балл |
«Нет» |
0 баллов |
Таблица 1.
Агрегация процента проводилась по следующей формуле:
%=
Где А- балл, присвоенный экспертом в соответствии с ответом на определенный вопрос по правилам, изложенным в таблице 1.
В- максимальное количество баллов за всю совокупность вопросов.
Для матрицы 1 и матрицы 3 интервал процентов от 0 до 30 определен как низкая возможность, интервал процентов от 31 до 70 определен как средняя возможность, интервал процентов от 71 до 100 определен как высокая возможность.
Для матриц 2 и 4 интервал процентов от 0-30 определен как низкая угроза, интервал процентов от 31 до 70 определен как средняя угроза, интервал процентов от 71 до 100 определен как высокая угроза.
В работе экспертной площадки в МО "Мухоршибирский район РБ" (09 - 10 декабря 2015г.) приняли участие эксперты:
1. Агропромышленный комплекс |
Ефимова Наталья Михайловна, ООО «Хлеб», с. Мухоршибирь |
2. Органы местного самоуправления |
Иванов Жаргал Дамбиевич, Глава МО СП «Хошун-Узурское» |
3. Культура |
Миронова Марина Юрьевна, заведующая филиалом СДК, с. Новый-Заган |
4. Здравоохранение |
Мухатарова Оюна Александровна, заведующая Бомским ФАП |
5. Образование |
Дашицыренова Елена Цыбикжаповна, МБДОУ «Детский сад «Наран», с. Нарсатуй |
6. Общественные организации |
Шалдо Галина Васильевна, Первичная профсоюзная организация ООО «Тугнуйская обогатительная фабрика» Восточно-Сибирской территориальной профсоюзной организации Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности |
7. Социальная защита населения |
Бондаренко Раиса Николаевна, начальник УПФР РФ в Мухоршибирском районе филиала ОПФР по РБ. |
8. Сфера обслуживания |
ООО «Продторг» |
9. Средства массовой информации |
Поломошнов Николай Григорьевич, главный редактор МАУ «Редакция газеты «Земля Мухоршибирская» |
10. Туризм |
ИП Панжева Е.И., гостиница «Визит», с. Мухоршибирь |
11. Связь |
Шиханова Ксения Кирилловна, начальник Бичурского почтамта УФПС РБ филиала ФГУП «Почта России» |
Группа социологов выражает глубокую благодарность и уважение коллегам - экспертам площадки в МО "Мухоршибирский район РБ" - за плодотворное участие в работе проекта, руководствуИнформационно - аналитического комитета Администрации Главы РБ и Правительства РБ, Администрации МО "Мухоршибирский район РБ" - за помощь и поддержку в организации и проведении социологического исследования.
Раздел 1. Индивидуальное развитие
(фактически фиксируемые достоинства/недостатки, потенциальные возможности/угрозы личностно – профессионального развития, самореализации человека; особенности социализации в условиях муниципального образования).
НЕДОСТАТКИ:
1. Слабая материально-техническая база социально значимых объектов;
2. Слабая кадровая подготовка;
3. Недостаток рабочих мест в сельских поселениях;
4. Низкий уровень заработной платы;
5. Отсутствие финансирования социально значимых сфер;
6. Недостаток квалифицированных кадров;
7. Отсутствие муниципального телевидения;
8. Неблагоприятные условия для дополнительного образования детей в сельских поселениях;
9. Отсутствие досуговых центров;
10. Алкоголизм;
11. Недостаток внимания к развитию спорта со стороны муниципальной власти;
12. Отсутствие высокоскоростного интернета в сельских поселениях.
ДОСТОИНСТВА:
1. Развитая сфера обслуживания;
2. Доступное образование;
3. Программы для развития населения;
4. Благоприятные условия для малого предпринимательства;
5. Развитое личное подсобное хозяйство;
6. Поддержка спорта муниципальной властью;
7. Религиозность;
8. Способность населения к самоорганизации;
9. Высокий уровень медицины;
10. Высокий уровень культуры;
11. Наличие муниципального СМИ;
12. Качественное образование.
ВОЗМОЖНОСТИ:
1. Создание новых рабочих мест;
2. Доступность учебных и воспитательных учреждений;
3. Поддержка малого предпринимательства;
4. Дальнейшее развитие личного подсобного хозяйства.
УГРОЗЫ:
1. Рост алкоголизма;
2. Рост преступности;
3. Нелегальная торговля алкогольной продукцией;
4. Миграция населения;
5. Миграция квалифицированных кадров;
6. Рост безработицы.
Раздел 2. Духовные и общественные ценности
(фактически фиксируемые достоинства и недостатки, потенциальные возможности/угрозы в условиях муниципального образования в вопросах:
отношение к религии; религиозность населения, влияние религии на формирование и проявление духовных и общественных ценностей в характере и поведении населения;
понимание категорий добра и зла, общественной пользы и блага; способность жертвования личными интересами в пользу интересов общества;
толерантность, патриотизм, личностная, гражданская ответственность, трудолюбие;
роль национально – культурных традиций в формировании и проявлении духовных и общественных ценностей, чувство принадлежности к коллективу/общности/социуму как ценность).
НЕДОСТАТКИ:
1. Нехватка религиозных служащий высокого ранга;
2. Низкий уровень культуры населения.
ДОСТОИНСТВА:
1. Высокий уровень религиозности;
2. Способность жертвовать личными интересами в пользу интересов общества;
3. Сохранение культурных традиций;
4. Высокий уровень патриотизма населения;
5. Взаимодействие религиозных учреждений и населения;
6. Высокий уровень толерантности;
7. Трудолюбивое население;
8. Сплоченность населения.
ВОЗМОЖНОСТИ:
1. Воспитание духовных ценностей через деятельность образовательных учреждений;
2. Повышение уровня патриотизма, толерантности, в том числе с помощью лиц, пользующихся уважением в обществе;
3. Организация просветительской деятельности с привлечением религиозных деятелей;
4. Возрождение народных традиций, обрядов.
УГРОЗЫ:
1. Нехватка религиозных служащих высокого ранга;
2. Снижение уровня патриотизма и духовности;
3. Рост национализма;
4. Нивелирование категорий «добра» и «зла».
Раздел 3. Деятельность органов местного самоуправления
(фактически фиксируемые достоинства и недостатки, потенциальные возможности/угрозы в условиях муниципального образования в вопросах:
деятельность выборных органов местного самоуправления (главы сельских поселений, глава муниципального образования, советов депутатов сельских поселений, районного совета депутатов), исполняемость наказов избирателей, предвыборных обещаний кандидатов, способность/возможность общества формулировать наказы и обеспечивать общественный контроль за их исполнение, взаимодействие органов публичной власти и гражданского общества, деятельность политических партий и общественно-политических организаций).
НЕДОСТАТКИ:
1. Недостаточное финансирование деятельности органов МСУ;
2. Исполнение предвыборных наказов не в полном объеме;
3. Неудовлетворительная работа политических партий;
4. Отсутствие общественного контроля за исполнением наказов избирателей.
ДОСТОИНСТВА:
1. Исполняемость наказов во время предвыборных мероприятий;
2. Взаимодействие власти и населения.
ВОЗМОЖНОСТИ:
1. Повышение исполняемости наказов.
УГРОЗЫ:
2. Невозможность исполнения наказов по причине недостаточного финансирования;
3. Рост недоверия избирателей к кандидатам в состав органов МСУ;
4. Недоверие населения к власти.
Раздел 4. Рынки сбыта
(фактически фиксируемые достоинства и недостатки, потенциальные возможности/угрозы в условиях муниципального образования в вопросах:
состояние дел в сферах: торговля, общепит, АПК (сельское хозяйство, пищевые и перерабатывающие предприятия), промышленное производство, сфера обслуживания, транспортно – логистический комплекс, туризм, другие;
сферы, характер реализации предпринимательской активности населения;
конкуренция за потребителя и рынок; продажи, продвижение, логистика.
состояние и тенденции развития малого и среднего бизнеса; оценка и формы поддержки малого и среднего бизнеса со стороны органов муниципальной и региональной власти;
характеристика трудовых ресурсов, занятость населения).
НЕДОСТАТКИ:
1. Низкий уровень развития сфер промышленности, транспорта, туризма;
2. Нерациональное использование государственной поддержки индивидуальными предпринимателями;
3. Низкий уровень развития сельского хозяйства;
4. Дефицит квалифицированных кадров;
5. Недостаток рабочих мест;
6. Неразвитая сфера обслуживания в сельских поселениях.
ДОСТОИНСТВА:
1. Развитая сфера обслуживания;
2. Поддержка малого и среднего бизнеса;
3. Стабильная занятость населения;
4. Развитое транспортное сообщение между муниципальным образованием и столицей региона;
5. Развитие туризма;
6. Развитие малого и среднего бизнеса;
7. Развитие личного подсобного хозяйства.
ВОЗМОЖНОСТИ:
1. Расширение агропромышленного комплекса;
2. Повышение уровня поддержки малого и среднего бизнеса;
3. Развитие новых сфер обслуживания.
УГРОЗЫ:
1. Снижение потребительского спроса в связи с низким уровнем доходов населения.
Раздел 5. Инфраструктура
(фактически фиксируемые достоинства и недостатки, потенциальные возможности/ угрозы в условиях муниципального образования в вопросах:
Состояние муниципальной инфраструктуры как совокупности отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения (транспортно-логистическая система, система инженерно-технического обеспечения, дороги, система связи и коммуникаций, объекты соцкультбыта).
НЕДОСТАТКИ:
1. Недостаточное финансирование мероприятий по улучшению инфраструктуры;
2. Отсутствие транспортного (маршрутного) сообщения внутри муниципального образования;
3. Технические неполадки в работе интернета;
4. Низкое качество мобильной связи;
5. Плохое состояние дорог;
6. Низкий уровень организации системы водоснабжения в частном секторе.
ДОСТОИНСТВА:
1. Сохранение культурно-досуговых учреждений;
2. Наличие оптико-волоконной связи;
3. Наличие службы такси;
4. Ремонт дорог;
5. Наличие объектов социального значения.
ВОЗМОЖНОСТИ:
1. Улучшение качества связи и интернета;
2. Обеспечение доступности связи и интернета в сельских поселениях;
3. Организация транспортного (маршрутного) сообщения внутри муниципального образования;
4. Строительство культурно-досуговых учреждений;
5. Улучшение качества дорог
УГРОЗЫ:
1. Экономический кризис;
2. Отсутствие финансирования.
Раздел 6. Экология, окружающая среда
(фактически фиксируемые достоинства и недостатки, потенциальные возможности/ угрозы в условиях муниципального образования в вопросах:
экология муниципального образования;
влияние геоклиматических факторов на хозяйственно – экономическую и бытовую жизнедеятельность муниципального образования, здоровье и самочувствие граждан;
отношение населения к вопросам экологии и окружающей среды в современных условиях).
НЕДОСТАТКИ:
1. Наличие несанкционированных стихийных свалок мусора и бытовых отходов;
2. Загрязнение атмосферы;
3. Вырубка леса;
4. Маловодье;
5. Негативное влияние деятельности Тугнуйского угольного разреза на здоровье населения.
ДОСТОИНСТВА:
1. Наличие лесного массива, водных ресурсов;
2. Проведение мероприятий по охране окружающей среды.
ВОЗМОЖНОСТИ:
1. Повышение экологической грамотности населения посредством просветительской деятельности;
2. Организация надлежащей охраны лесных массивов;
3. Проведение природоохранных мероприятий с привлечением населения.
УГРОЗЫ:
1. Истощение водных ресурсов;
2. Истощение лесных ресурсов;
3. Повышение уровня заболеваемости среди населения муниципального образования кожными и онкологическими заболеваниями, а также заболеваниями органов дыхательной системы;
4. Экологическая катастрофа.
Раздел 7. Ресурсы
(фактически фиксируемые достоинства и недостатки, потенциальны возможности/ угрозы в условиях муниципального образования в вопросах:
полезные ископаемые, биоресурсы, водные ресурсы, трудовые ресурсы, интеллектуальный и культурный потенциал и др.);
возможности, сферы применения ресурсов).
НЕДОСТАТКИ:
1. Миграция трудоспособного населения;
2. Маловодье;
3. Лесные пожары;
ДОСТОИНСТВА:
1. Добыча и использование угля;
2. Наличие лечебных источников;
3. Наличие лесных плодов и ягод;
4. Наличие квалифицированных специалистов;
5. Запасы каменного угля, вольфрама;
6. Востребованность трудовых ресурсов;
7. Высокий культурный потенциал населения;
8. Высокий интеллектуальный потенциал населения.
ВОЗМОЖНОСТИ:
1. Увеличение объема трудовых ресурсов;
2. Освоение новых месторождений полезных ископаемых;
3. Создание новых рабочих мест.
УГРОЗЫ:
1. Отсутствие трудовых ресурсов;
2. Истощение природных ресурсов;
3. Отсутствие финансирования, направленного на увеличение трудовых ресурсов.
Раздел 8. Инновации
(фактически фиксируемые достоинства и недостатки, потенциальные возможности/ угрозы в условиях муниципального образования в вопросах:
Состояние и сферы применения инновационных подходов в различных сферах социально – экономической деятельности;
Оценка и формы поддержки инновационных подходов в различных сферах социально – экономической деятельности со стороны органов муниципальной и региональной власти;
Отношение, степень участия населения в реализации инновационных подходов в различных сферах социально – экономической деятельности).
НЕДОСТАТКИ:
1. Отсутствие квалифицированных кадров для внедрения инновационных подходов;
2. Низкий уровень развития инновационных подходов.
ДОСТОИНСТВА:
1. Открытие многофункционального центра;
2. Электронная очередь в Центральной районной больнице;
3. Участие населения в реализации инновационных подходов.
ВОЗМОЖНОСТИ:
1. Введение инноваций.
УГРОЗЫ:
1. Отсутствие финансирования инновационной деятельности.
Глава муниципального образования