Версия для людей с ограниченными возможностями
Новости
Особенности возврата технически сложного товара
В Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия» чаще других поступают обращения о нарушениях прав потребителей при приобретении некачественного технически сложного товара.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 №924 утвержден «Перечень технически сложных товаров». Если холодильник или телевизор, а может ноутбук приобретенный потребителем оказался с недостатками, как вернуть этот товар в магазин? Доказательством, подтверждающим факт покупки, является чек. При наличии гораздо проще подтвердить дату покупки, от нее зависит, какие требования вправе будет предъявить потребитель.
Права потребителя, купившего некачественный технически сложный товар, будут разными, в зависимости от того, сколько времени прошло с момента покупки. Выделяют такие периоды:
- до 15 дней с момента передачи товара потребителю;
- от 15 дней и до окончания гарантийного срока;
- по окончании гарантийного срока;
- при отсутствии гарантийного срока – до 2 лет с момента передачи товара покупателю.
Какие права имеет потребитель в каждый из этих периодов и как вернуть технически сложный товар в магазин.
Если со дня покупки прошло не более 15 дней, Вы вправе:
1. потребовать замены на товар этой же марки (модели и (или) артикула;
2. потребовать замены на такой же товар другой марки (артикула, модели) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
3. потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
4. потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
5. отказаться от исполнения договора купли – продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Если вещь приобретена более 15 дней назад, в пределах гарантийного срока Вы также имеете право выбрать одно из названных требований. Однако, произвести обмен или вернуть денежные средства можно, если выполняется какое – либо из следующих условий:
- товар имеет существенный недостаток;
- продавец нарушил сроки гарантийного ремонта;
- вследствие необходимости устранения недостатков товара он не может использовать товар в совокупности более 30 дней в течение каждого года гарантийного срока.
По истечении гарантийного срока требования потребителя не прекращаются. По части 5 статьи 19 Закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г №2300-I, если гарантийный срок составляет менее двух лет, то потребитель вправе заявить претензию по его истечении, но в пределах двух лет. На покупателя в этом случае ложится бремя доказывания обстоятельств, что недостаток товара возник до того, как он был ему передан или по причинам, возникшим до этого момента. В качестве доказательства используется заключение, составленное экспертом.
Если гарантийный срок на товар не установлен, требования могут быть заявлены потребителем в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи потребителю товара, если более длительный срок не предусмотрен законом или договором, в соответствии с ч. 6 ст. 18 Закона, бремя доказывания ложится на покупателя.
Обнаружив недостатки в приобретенном технически сложном товаре, подайте продавцу претензию. Дело, наверняка, не ограничится проверкой качества товара, потребуется проведение экспертизы. В пределах гарантийного срока экспертиза проводится за счет продавца, в других случаях – за счет покупателя.
Обратиться с требованием о замене некачественного товара на товар этой же марки, другой марки (модели, артикула), соразмерного уменьшения покупной цены, гарантийном ремонте или о возврате денег за него, можно не только к продавцу, но и к изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру.
Каковы сроки ремонта и что считается их нарушением?
В соответствии со статьей 20 Закона:
- срок ремонта может быть определен соглашением между продавцом и покупателем в письменной форме, но не должен превышать 45 дней. Соглашение можно составить в произвольной форме с указанием наименования продавца и покупателя; названия товара, его модели, артикула, серийного номера или других идентификационных признаков; срока для устранения недостатков.
- если соглашение между продавцом и покупателем не заключалось, ремонт должен быть произведен в кратчайший объективно необходимый срок для устранения недостатка обычным способом. В каждом конкретном случае этот период будет разным. Справку об обычной продолжительности ремонта, при необходимости можно получить в мастерских и сервисных центрах, не связанных с продавцом и независимых от него.
Необходимо напомнить, что по части 2 статьи 20 Закона, Вы вправе требовать бесплатного предоставления товара с аналогичными потребительскими свойствами на время устранения недостатков в Вашем товаре.
Как определить, истек ли гарантийный срок на товар? Сведения о гарантийном сроке содержатся в документах, переданных Вам при совершении покупки. Это может быть гарантийный талон или просто отметка о гарантии в чеке или техническом паспорте.
Если Вы сдаете товар для поведения гарантийного ремонта, то время, пока вещь Вами не используется, приплюсовывается к гарантийному сроку. Чтобы подтвердить такой период, при получении вещи из ремонта необходимо потребовать от продавца (сервисного центра) представить Вам документ, в котором будут зафиксированы данные о дате Вашего обращения с требованием об устранении обнаруженных недостатков, об использовании запасных частей (деталей, материалов) и дате возврата Вам товара после ремонта.
Для получения консультаций по вопросам защиты прав потребителей Вы можете обратиться:
ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РБ в Мухоршибирском районе» (Бичурский район)
РБ Бичурский район с. Бичура ул. Советская, 38, телефон: 8(30133)41-6-24
E-mail: fguzbichura@mail.ru
Назад к списку
Глава муниципального образования