Версия для людей с ограниченными возможностями
Председатель:
Закиров Тахир Рашидович
Контактный телефон: 8-(30143) 21-151
Состав депутатов Совета депутатов муниципального образования «Мухоршибирский район»
VII созыва (2024-2029 гг.)
Что зашифровано в штрих - коде?
Большинство продуктовых товаров, попадающих на прилавки магазинов, имеют на этикетках так называемые штрих коды небольшие белые прямоугольники с черными полосками и набором цифр под ними. Разбираемся, для чего они нужны и какую полезную для потребителя информацию несут.
Штриховой код, или штрих - код, содержит следующую информацию: страна изготовитель продукта, на каком предприятии он был произведен, а также технические характеристики: наименование, сорт, артикул, цвет, массу, размер и т.д. Кроме того, проведя несложные расчеты, на основе данных штрих - кода кассир и покупатель могут определить подлинность товара. Также потребителям доступно приложение «Здоровое питание», одна из возможностей которого считывать информацию, зашифрованную в штрих - коде.
Последняя в коде цифра введена для того, чтобы сканер мог определить подлинность товара. Однако покупатель может сделать это самостоятельно, проведя следующие вычисления:
Сложите цифры, стоящие на четных местах (6 + З + 2 + 6 + 0 + 1 = 18).
Полученную сумму умножьте на три (18 * З = 54).
Сложите цифры, стоящие на нечетных местах, кроме самой контрольной цифры (4 Ч- 2 + 7 + О + б + 1 = 20).
Сложите числа, полученные в п. 2 и п. З (54 + 20 = 74).
Отбросьте десятки (74 — 70 = 4).
Из числа 10 вычтите, полученное в п. 5 (10 —4 = 6).
Если результат расчета не совпадает с контрольной цифрой в штрих — коде, значит, товар произведен незаконно.
Штрих - код наносится на упаковку товара в виде последовательности штрихов и пробелов разной ширины. Для считывания такой информации используются специальные устройства сканеры. Большинство штрих - кодов созданы при помощи кодировочных систем. Самые распространенные — это европейская система кодирования EAN (European Article Number) и американский универсальный товарный код UPC (Universal Product Code).
Каждому виду изделия присваивается свой номер, состоящий из 13 или 8 цифр.
Страна - изготовитель продукта обозначается первыми двумя или тремя цифрами. Код страны не может быть обозначен только одной цифрой. Например, код России — цифры в интервале от 460 до 469, США и Канады — 00—13, Италии — 80—83, Китая — 690—699, Великобритании соответствует число 50, Беларуси — 481.
Иногда первые цифры штрих - кода могут не соответствовать информации о производителе на этикетке. Это происходит из-за того, что организация была зарегистрирована и получила код не в стране, куда экспортирует продукцию, товар был изготовлен на дочернем предприятии или по лицензии организации из другой страны, а также в том случае, если учредителями предприятия являются несколько фирм из различных государств.
Все коды, начинающиеся с 200 и заканчивающиеся на 299, зарезервированы для внутреннего использования предприятиями любых стран. Например, продуктовый магазин может изготовить собственные этикетки со штрих - кодом и зашифровать в них информацию о товарах для внутренних целей. Чаще всего — для продуктов, продающихся на развес. Кроме того, первые цифры от 977 и далее соответствуют не стране - изготовителю, а некоторым видам товаров, например журналам и книгам.
Код предприятия это следующие четыре цифры, обозначающие регистрационный номер производителя товара. За присвоение номера ответственна региональная организация, представляющая страну в системе кодирования. Эта часть кода позволяет исключить возможность появления двух различных товаров с одинаковыми кодами.
Для маркировки продукции совсем небольших размеров часто используется сокращенный код (EAN-8), в котором не размещается информация об изготовителе, и после кода страны сразу идет регистрационный номер товара.
Код товара оставшиеся пять цифр (кроме последней) — используется для кодировки самого товара и присваивается изготовителем или продавцом в виде регистрационного номера в пределах своей организации. В этих цифрах изготовитель может закодировать необходимые для идентификации товара данные: наименование, сорт, артикул, цвет, массу, размер и т.д.
За консультациями по вопросам защиты прав потребителей можно обращаться в рабочее время по телефону:
- Консультационного пункта для потребителей в Бичурском районе 8 (30133) 41-6-24, Бичурский район, с.Бичура, ул. Советская, 38, E-mail: bichura@fbuz03.ru
Назад к списку
Глава муниципального образования