Версия для людей с ограниченными возможностями
Роспотребнадзор
бракованная мебель [30 кб]
Роспотребнадзор по Бурятии принимает участие во Всемирной неделе качества
Всемирный день качества был установлен в 1989 году и проводится ежегодно во второй четверг ноября по инициативе ведущих международных организаций по качеству.
Его цель – повышение значения высокого качества продукции и услуг, а также активизация той деятельности, которая направлена на привлечение внимания к проблеме качества.
Проблема качества - одна из приоритетных проблем в экономике ведущих стран мира. Понятие качества тесно связано с тем, что мы называем благами современной цивилизации, качеством жизни, которые ассоциируются с сохранением окружающей среды, физическим здоровьем и психологическим комфортом человека.
С целью обеспечения прав потребителей на качественные товары и услуги Управление Роспотребнадзора по Республике Бурятия принимает участие во Всемирной неделе качества.
Стоит отметить, что об актуальности вопросов, касающихся защиты прав потребителей, свидетельствует количество поступающих в Управление обращений граждан.
За 9 месяцев 2021 года специалистами рассмотрено 4848 обращений, из которых 833 поступило в письменной форме, и почти 27% из них – от органов государственной власти и местного самоуправления.
Анализ обращений потребителей за 9 месяцев 2021 года показывает, что наиболее актуальными являются вопросы, касающиеся нарушения прав потребителей в сферах розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами, оказания жилищно-коммунальных услуг, бытового обслуживания населения, деятельности на финансовом рынке, туристского обслуживания, а также продажи товаров дистанционным способом.
За прошедший период 2021 года проведено 52 контрольно-надзорных мероприятия, в том числе на основании поступивших обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей. По их результатам возбуждено 104 дела об административных правонарушениях. По факту выявленных нарушений законодательства приняты меры административного воздействия. Руководителям организаций и предпринимателям внесены представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
Кроме того, с целью недопустимости нарушения обязательных требований в области защиты прав потребителей в адрес субъектов предпринимательства вынесено 38 предостережений.
В рамках реализации полномочий по судебной защите прав потребителей за 9 месяцев текущего года Управлением подано 34 исковых заявления, в том числе 2 из них – в защиту неопределенного круга потребителей. Также дано 11 заключений в целях защиты нарушенных прав потребителей. По результатам судебной защиты за указанный период в пользу потребителей присуждено более 1,7 млн. рублей.
Примеры из судебной практики
1. 15 марта 2021г. решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия исковое заявление Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в интересах потребителя к ПАО КБ «Восточный» частично удовлетворено.
Поводом для обращения в суд послужило нарушение со стороны ПАО КБ «Восточный» прав потребителя, выразившее в навязывании со стороны банка дополнительной услуги в виде открытия текущего банковского счета (ТБС) с выпуском виртуальной карты, а также включения в договор кредитования условия, предусматривающего взимание платы за снятие наличных денежных средств в кассах и банкоматах банка.
Таким образом, со стороны банка при заключении кредитного договора были нарушены требования Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», предусматривающее условие оказания дополнительных услуг в том случае, если заемщик выразил в письменной форме свое согласие в заявлении о предоставлении потребительского кредита.
Суд пришел к выводу, что договор текущего банковского счета, предусматривающий выпуск виртуальной карты, не является дополнительной услугой по договору кредитования, а представляет собой самостоятельный договор. Кредитование также является самостоятельной финансовой услугой и не может быть обусловлено услугой открытия ТБС с виртуальной картой.
Кроме того, при заключении кредитного договора банком в договор включены условия, ущемляющие права потребителя по сравнению с установленными законами.
Договор дополнительного банковского счета по выпуску дебетовой карты «Тарифный план «Суперзащита», заключенный между потребителем и ПАО КБ «Восточный», судом признан недействительным, а также признано недействительным условие кредитного договора, предусматривающее плату за снятие наличных денежных средств в кассах и банкоматах банка.
Судом применено последствие недействительности сделки. С ПАО КБ «Восточный» в пользу потребителя взыскана денежная сумма в размере 65 000 руб., удержанная за открытие дополнительного счета, а также сумма в размере 3 662 руб., удержанная в качестве платы за снятие наличных денежных средств в банкомате банка, и 500 руб. – в качестве компенсации морального вреда.
2. 02 июня 2021г. решением Верховного суда Республики Бурятия удовлетворена апелляционная жалоба потребителя на решение районного суда г. Улан-Удэ об отказе в удовлетворении требований потребителя к продавцу в связи с продажей мебели ненадлежащего качества.
Спорная ситуация между потребителем и продавцом возникла в результате продажи потребителю мебельного гарнитура с недостатком, о наличии которого продавец не предупредил покупателя.
В добровольном порядке возникшая спорная ситуация не разрешилась, а районный суд г. Улан-Удэ в удовлетворении требований потребителя о возврате денежных средств отказал.
При отмене решения районного суда г. Улан-Удэ и удовлетворении требований потребителя Верховный суд Республики Бурятия принял во внимание заключение Управления Роспотребнадзора по РБ.
Таким образом, в пользу потребителя присуждено более 250 000 рублей, включающих в себя стоимость мебельного гарнитура, неустойку за нарушение срока возврата денежных средств, компенсацию морального вреда, а также штраф за отказ в удовлетворении требований в добровольном порядке.
3. 27 апреля 2021г. заочным решением и.о. мирового судьи судебного участка № 5 Железнодорожного района г. Улан-Удэ частично удовлетворены исковые требования Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в интересах потребителя, заключившего договор с ООО «Геопост» на изготовление и установку окон ПВХ.
Поводом для обращения в суд с исковым заявлением послужил факт неисполнения со стороны компании по установке окон обязательства по договору, заключенного 27 октября 2020г. Согласно условиям договора, компания приняла обязательство изготовить и установить окна ПВХ в течение 30 дней с момента внесения предоплаты потребителем. Предоплата в размере 12 000 руб. со стороны потребителя внесена в соответствии с договором.
По истечении установленного договором срока работы со стороны ООО «Геопост» обязательства не были выполнены.
05 февраля 2021г. потребитель обратился в ООО «Геопост» с претензией, указав требование о расторжении договора, возврате денежных средств, возмещении неустойки за просрочку исполнения обязательств по договору.
Требования потребителя были оставлены без удовлетворения, поэтому он обратился в Управление Роспотребнадзора по Республике Бурятия для оказания помощи в судебной защите нарушенного права.
Решением суда с ООО «Геопост» в пользу потребителя взыскана 51 000 руб., из них 12 000 руб. – внесенные денежные средства в качестве предоплаты, 12 000 руб. – неустойка за нарушение сроков выполнения работ, 5 000 руб. – компенсация морального вреда, 12 000 руб. – штраф за отказ в удовлетворении требований в добровольном порядке.
Кроме того, решениями судов г. Улан-Удэ, вынесенных в сентябре и октябре 2021 года, также были удовлетворены исковые заявления Управления Роспотребнадзора по Бурятии, поданные в интересах потребителей, в отношении ООО «Геопост».
Поводом для обращения в суд также послужили факты неисполнения со стороны ООО «Геопост» обязательств перед потребителями по договорам в части изготовления и установки окон ПВХ.
По результатам рассмотрения судами г. Улан-Удэ 6 исковых заявлений в пользу потребителя с компании взыскано 879 100 руб., включающих в себя стоимость работ по договорам, неустойку за нарушение сроков выполнения работ, неустойку за нарушение сроков возврата денежных средств, компенсацию причиненного морального вреда, а также штраф за отказ в удовлетворении требований потребителей в добровольном порядке.
Управление Роспотребнадзора по Республике Бурятия напоминает гражданам, что актуальные сведения об основных нормативно-правовых актах в сфере защиты прав потребителей, результаты контрольно-надзорных мероприятий, сведения о продукции, несоответствующей требованиям законодательства, судебная практика и другая необходимая информация размещены на Государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей (ГИС ЗПП) http://zpp.rospotrebnadzor.ru/.
Кроме того, для получения необходимой информации потребители могут обратиться по телефону Единого Консультационного Центра Роспотребнадзора (ЕКЦ), который работает в круглосуточном режиме: 8 800 555 49 43.
Также обращения граждан принимаются Управлением по адресу: 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 45б. Направить обращение в электронном виде, а также узнать подробную информацию о порядке и приеме обращений граждан можно на сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия: http://03.rospotrebnadzor.ru/.
В случае необходимости получения устной консультации о требованиях законодательства в сфере защиты прав потребителей граждане могут обратиться в отдел защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия по телефону: 8(3012)37-15-30, а также в Консультационный центр для потребителей по телефону: 8(3012)37-90-29.
При использовании материалов Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия ссылка на Управление обязательна.
Назад к списку
Глава муниципального образования