Версия для людей с ограниченными возможностями
Роспотребнадзор
бракованная мебель [30 кб]
15 марта – Всемирный день прав потребителей
Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей. Именно в этот день, в 1961 году, впервые было сформулировано понятие «потребитель» и названы четыре основных права потребителя, а именно:
- право на информацию,
- право на безопасность,
- право на осознанный выбор,
- право быть услышанным.
Позже Всемирная организация потребителей (Consumers International — CI)
дополнила их следующими правами:
- право на возмещение ущерба,
- право на потребительское образование,
- право на удовлетворение базовых потребностей,
- право на здоровую окружающую среду.
Впервые Всемирный день прав потребителей отмечался 15 марта 1983г. Спустя два
года — 9 апреля 1985 г. — Генеральная Ассамблея ООН приняла руководящие
принципы для защиты интересов потребителей.
С принятием этих принципов потребительские права получили международное
признание. В них предусмотрены положения, которыми должны руководствоваться
правительства при определении политики и разработке законодательства в области
защиты интересов потребителей. Принятие резолюции ООН способствовало развитию
международного сотрудничества в этой области.
В России указанная дата широко стала отмечаться с 1994 г.
Особенностью этого праздника является то, что каждый год определяется единая
для всего мира тематика. В этом году Всемирный день прав потребителей касается
такой темы как «Расширение прав и возможностей потребителей посредством
перехода к потреблению экологически чистой энергии и продукции».
Россия – сторона Парижского соглашения по климату. При этом российскую
энергетику в целом отличает высокая доля экологически чистых источников энергии
(39,3% – это низкоуглеродная электрогенерация, из них на АЭС приходится 19,7 %,
ГЭС – 19,1%). Еще 47,7% электрической энергии вырабатывается на основе
природного газа, выбросы углекислого газа от которого также крайне
низкие.
Сегодня действия по расширению прав и возможностей потребителей
сосредоточены вокруг увеличения доступа к чистой энергии по трем основным
направлениям:
- энергетически чистые дома (отопление, охлаждение, приготовление еды,
холодильники, энергоэффективность строений);
- энергетически чистый транспорт;
- чистое электроснабжение.
При этом защита и расширение прав и возможностей потребителей всегда были
связаны с обеспечением здоровой, устойчивой окружающей среды, справедливого
распределения ресурсов и созданием экономических систем, работающих для людей
как потребителей. Однако от нас зависит в кратчайший срок переход на
экологически чистые товары, иначе мы будем окружены загрязнением и токсинами,
вызванными производством, использованием и утилизацией неэкологичных товаров.
Именно выбор потребителей способен повлиять на повсеместное внедрение
бережливых подходов к производству товаров и услуг.
В соответствии с Энергетической стратегией Российской Федерации на период до
2035 г., утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от
09.06.2020 г. №1523-р, предусмотрено определением мероприятий по переходу на
более экологичные виды топлива и по повышению энергоэффективности жилья.
Основной задачей Стратегии, в части охраны окружающей среды, является снижение
объема выбросов парниковых газов и энергетической эффективности.
Роспотребнадзором утвержден план мероприятий, приуроченных к Всемирному дню
прав потребителей, предусматривающий освещение проблематики в СМИ,
проведение информирования и консультирования граждан на личных приемах, а также
в дистанционном формате, разъяснение актуальных аспектов законодательства о
защите прав потребителей, оказание практической помощи потребителям среди
различных групп населения в контексте рационального потребления (здоровый
рацион питания, органическая продукция, экологически чистая потребительская
упаковка, энергосбережение в сфере ЖКХ).
В преддверии Всемирного дня прав потребителей были организованы и проведены
заседания межведомственных совещательных органов, созданных в регионах
(Консультативные советы по защите прав потребителей при территориальных органах
Роспотребнадзора; межведомственные комиссии (советы) по вопросам защиты прав
потребителей при органах государственной власти субъектов Российской
Федерации). На указанных заседаниях в основном были обсуждены вопросы
взаимодействия при осуществлении мероприятий, приуроченных к Всемирному дню
защиты прав потребителей. К работе, связанной с информированием и
консультированием потребителей, проведенной Роспотребнадзором активно
привлекались представители органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, общественные потребительские
объединения.
Очень важно, что указанная работа ежегодно осуществляется в тесном
сотрудничестве всех участников национальной системы защиты прав потребителей, к
которым отнесены государственные органы власти, органы местного самоуправления
и общественные организации потребителей, что способствует комплексному подходу
к обеспечению эффективной защиты прав потребителей в нашей стране, повышению
качества и результативности проводимой информационной работы.
Назад к списку
Глава муниципального образования