Район
Жителям
Версия для людей с ограниченными возможностями
Роспотребнадзор
бракованная мебель [30 кб]
памятка Потребителю о рекламе
06.06.2014
Реклама на стройке
Никого не удивишь рекламными изображениями, размещенными в самых, казалось бы, неожиданных местах. Рекламные агентства стараются использовать любое пространство для размещения рекламы, в том числе строящиеся объекты, расположенные в черте города либо на оживленных транспортных магистралях. На интерес к этому сегменту рынка повлияли два фактора - сокращение традиционных рекламных носителей в центре города и ажиотаж на рынке недвижимости. Для строителей - это возможность получить дополнительный доход, а также без особых затрат представить свою компанию. Для сторонних рекламодателей - способ выделиться, так как реклама на строительных ограждениях и сетках может иметь огромный формат.
Реклама на стройках регулируется Законом о рекламе.
Сетки, ограждения, рекламные конструкции...
Правовое регулирование размещения рекламы на ограждениях стройплощадок и строительных сетках осуществляется ст. 19 Закона о рекламе. Ключевое понятие - рекламная конструкция (п. 1 ст. 19), под которой понимается техническое средство стабильного территориального размещения, например, щит, стенд, а также строительная сетка, перетяжка. При этом выделяются временные рекламные конструкции - их срок размещения обусловлен функциональным назначением и местом установки и составляет не более 12 месяцев (п. 5.4 данной статьи). Например, строительные сетки, ограждения строительных площадок, мест торговли.
Очевидно, что само по себе ограждение стройплощадки или строительная сетка не является рекламной конструкцией. Так, в целях обеспечения безопасных условий работ, снижения риска нарушения здоровья работающих, а также населения в СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования" предусмотрена обязанность всех лиц, осуществляющих организацию и производство строительных работ, выполнять предусмотренные этими правилами требования, а именно:
- до начала строительства установить ограждение участков работ в населенных пунктах или на территории организации (высота ограждения стройплощадки должна быть не менее 1,6 м, а если ограждения примыкают к местам массового прохода людей, то высота увеличивается до 2 м и ограждение оборудуется козырьком);
- закрыть фасад лесов защитной сеткой с ячеей размером не более 5 x 5 мм, если в непосредственной близости от средств подмащивания организован массовый проход людей (п. 7.4.16 СНиП 12-03-2001).
Ограждения стройплощадок в первую очередь выполняют защитную функцию - предотвратить доступ посторонних лиц на территорию с опасными и вредными производственными факторами. В настоящее время не менее актуальна охранная функция ограждения - обеспечение охраны материальных ценностей строительства. Ограждения, как правило, являются основным средством застройщика.
Строительная сетка используется для укрытия строительных лесов от атмосферных осадков, для предотвращения падения мусора и инструмента с рабочих зон лесов. Она также может быть использована многократно (благодаря прочности нитей, специальной пропитке).
Очевидно, что и ограждение, и сетка приобретают статус рекламной конструкции, если на них планируется размещение наружной рекламы. Обычно на ограждение крепятся щиты, плакаты, перетяжки с рекламной информацией. Рекламное изображение можно нанести на некоторые сетки, но не менее популярно крепление на них перетяжек.
Самое главное "неудобство", сопряженное с размещением рекламы, - необходимость прохождения всех предусмотренных Законом о рекламе и подзаконными актами процедур согласования. Естественно, возникает вопрос: есть ли ситуации, когда согласования не нужны?
Агентство недвижимости прикрепило к ограждению стройплощадки, принадлежащей строительной организации, плакат с рекламной информацией. Требуется ли агентству разрешение на размещение рекламы?
Да, требуется. Ограждение строительной площадки рассматривается как рекламная конструкция, установка которой возможна только при соблюдении условий, указанных в ст. 19 Закона о рекламе.
В рассмотренном судом деле территориальный орган государственного административно-технического надзора привлек агентство к ответственности за отсутствие разрешения на размещение рекламы. Организация попыталась доказать, что плакат не является техническим средством стабильного размещения (прикреплен к строительному ограждению, не являющемуся недвижимым имуществом), и поэтому его размещение не требует разрешения. Однако судьи, руководствуясь п. 1 ст. 14 названного закона, указали, что плакаты прямо названы в числе технических средств стабильного территориального размещения, использование которых возможно только при наличии разрешения.
Информация или реклама?
Застройщик установил ограждение стройплощадки и разместил на нем два щита:
- на первом размещена информация о продаже квартир в строящемся жилом комплексе, контактные телефоны (реализацией занимается сам застройщик);
- на втором указаны сроки начала и окончания строительства, наименования организации, ведущей строительство, а также изображение будущего жилого комплекса.
Следует ли застройщику получать разрешительную документацию?
Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно вспомнить определение рекламы. Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона о рекламе).
Информация, размещенная на первом щите, относится к рекламе финансовых услуг (п. 6, 10 ст. 28 Закона о рекламе) и, как мы уже выяснили, является наружной рекламой, следовательно, разрешение необходимо (в данном случае не важно, что рекламная информация размещена на самом объекте рекламирования его собственником). В качестве исключения из этого правила в п. 23 ст. 19 Закона о рекламе названы витрины, киоски, лотки, передвижные пункты торговли, уличные зонтики. Также рекламой не являются вывески (пп. 5 п. 2 ст. 2) и знаки на транспортных средствах, указывающие на принадлежность их каким-либо лицам (п. 4 ст. 20).
Что касается второго щита, то его нельзя однозначно отнести к наружной рекламе. Он несет скорее информационную нагрузку, нежели привлекает внимание неопределенного круга лиц к объекту рекламирования (строящемуся комплексу). Более того, во многих регионах информирование населения путем размещения на ограждении стройплощадки щита с графическим изображением строящегося объекта, а также сведениями о:
- его названии, краткой характеристике;
- сроках начала и окончания строительства;
- организациях, ведущих строительство (наименование, место нахождение), и ответственных за ведение работ должностных лицах (должности, фамилии, телефоны), является обязательным.
Таким образом, по нашему мнению, если в действующем на территории субъекта РФ или муниципального образования нормативном акте прописана обязанность установить подобный информационный щит, полагаем, что он не является наружной рекламой, и, следовательно, застройщик не нуждается в разрешении.
Законные ограничения
При привлечении денежных средств участников долевого строительства нужно помнить о п. 7-9 ст. 28 Закона о рекламе, в частности, о запрете на распространение рекламы до получения разрешения на строительство. Такое нарушение нередко допускается представителями строительного бизнеса. Ответственность за него предусмотрена ст. 14.3 КоАП РФ в виде штрафа для юридических лиц от 40 000 до 500 000 руб.
При этом следует учитывать, что субъектом правонарушения является рекламодатель, который необязательно должен быть застройщиком. На ограждении строительной площадки организация поместила рекламный щит следующего содержания: "Агентство недвижимости. Квартиры и офисы в этом доме. Телефон", в то время как застройщиком разрешение на строительство не было получено, о чем агентству было известно. В свою очередь, агентство по поручению застройщика обязалось найти лиц, заинтересованных в приобретении права требования на жилые или нежилые помещения, являющиеся частью объекта строительства, с целью заключения последними инвестиционных договоров или договоров участия в долевом строительстве с застройщиком. Суды первой и апелляционной инстанций подтвердили правомерность действий чиновников.
Что нужно для размещения рекламы?
Согласно ст. 19 Закона о рекламе для правомерного распространения наружной рекламы нужно иметь:
- договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции;
- разрешение на установку рекламной конструкции.
Рассмотрим их подробнее.
Договор
Сторонами договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции являются ее владелец и собственник недвижимого имущества, к которому она крепится. Под владельцем подразумевается собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования ею на основании договора с собственником. Для рассматриваемого случая застройщик выступает собственником ограждения и строительной сетки. Если он не сдаст их поверхность в аренду рекламному агентству или другой организации, то он останется владельцем рекламной конструкции. Владелец рекламной конструкции признается рекламораспространителем (п. 1 ст. 19 Закона о рекламе) - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Другая сторона договора - собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо лицо, уполномоченное собственником такого имущества, в том числе арендатор. Необходимость заключения договора обусловлена тем, что одним из признаков рекламной конструкции является стабильное размещение, то есть она всегда монтируется и располагается на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их. Поэтому установка рекламной конструкции всегда сопряжена с использованием недвижимого имущества. В нашем случае ограждение строительной площадки размещается на земельном участке, а строительная сетка располагается на внешних стенах здания. Поэтому договор владельцу рекламной конструкции - временного ограждения потребуется, если земля, на которой строится объект, не принадлежит ему на праве собственности, а в отношении строительной сетки - если работы на фасаде ведутся по договору подряда.
Рекламный щит размещен на ограждении строительной площадки. Строительство осуществляет застройщик, у которого муниципальный земельный участок находится на праве аренды.
В общем случае застройщик как собственник ограждения должен заключить договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с органом местного самоуправления. Однако если в договоре аренды земельного участка собственник наделит застройщика правом размещать рекламу либо передаст ему право заключать договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с третьими лицами, то договор между застройщиком и собственником земли не нужен.
Договор заключается в соответствии с Законом о рекламе и гражданским законодательством. Пунктом 5 ст. 19 Закона о рекламе оговорен его срок: договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. По окончании этого срока обязательства сторон по договору прекращаются.
С 1 июля 2008 года вступят в силу положения п. 5.1 - 5.7 ст. 19 об обязательном проведении торгов с целью заключения договора, если рекламная конструкция будет устанавливаться на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности.
По договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции ее владелец имеет право беспрепятственного доступа к недвижимому имуществу, и пользования им для целей, связанных с осуществлением прав владельца рекламной конструкции (ее эксплуатация, техническое обслуживание и демонтаж) (п. 8 ст. 19 Закона о рекламе).
Некоторые муниципальные образования вместо договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции предлагают заключать договор аренды муниципального имущества в целях установки и эксплуатации рекламной конструкции. Предметом такого договора может стать имущество казны муниципального образования, в том числе сданное в аренду . По сути это не противоречит закону, так как по договору аренды также может быть передано как права владения и пользования имуществом, так и только право пользования. В то же время договор аренды всегда платный, а для договора, названного в ст. 19 Закона о рекламе, такое условие необязательно.
Разрешение
Самовольная (то есть без разрешения) установка рекламной конструкции не допускается. В противном случае она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления. Согласно п. 11 ст. 19 Закона о рекламе чтобы получить разрешение, собственник недвижимого имущества (уполномоченное им лицо) либо владелец рекламной конструкции должны обратиться в орган местного самоуправления с заявлением, к которому прилагаются:
- сведения о заявителе (данные о государственной регистрации организации);
- если заявитель не является собственником недвижимого имущества, то письменное подтверждение согласия собственника на присоединение к имуществу рекламной конструкции.
Конкретный порядок получения разрешения на установку рекламной конструкции регулируется на местах. Однако общие правила прописаны на федеральном уровне. Так, от застройщика не потребуют документы и сведения, не относящиеся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции. За подготовку и выдачу разрешения можно взимать только госпошлину (п. 13 ст. 19 Закона о рекламе). Срок выдачи разрешения - 2 месяца со дня приема всех необходимых документов. Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения ограничен в п. 15 ст. 19 Закона о рекламе.
Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию. В разрешении указываются:
- владелец рекламной конструкции;
- собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция;
- тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля;
- место установки рекламной конструкции;
- срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи;
- иные сведения.
Срок действия разрешения соответствует сроку действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Разрешение может быть аннулировано и признано недействительным. Подробнее об этом можно узнать из п. 18-21 ст. 19 Закона о рекламе.
Назад к списку
Молчанов Владимир Николаевич
Глава муниципального образования
Глава муниципального образования
Поиск